КУРСЫ ОСНОВ IT

«Третий возраст» - это период первых лет пенсионного возраста. Возраст мудрости, здравого смысла, устоявшейся жизненной философии, накопленного опыта успехов и потерь. Человек в этом возрасте может быть и созерцателем, и советчиком, и консультантом, и духовным наставником, и образцом доброты и высокой нравственности.

Распространение информационных технологий и Интернет диктует определенные требования к образованию. Знания основ ПК (персонального компьютера)и IT становятся необходимыми для ориентации в информационном потоке и для успешной адаптации в обществе. Поэтому, проводится обучение на компьютерных курсах для людей третьего возраста.

 I. Установки и типичные заблуждения пожилых людей в отношении IT технологий.

Люди третьего возраста видят в  компьютерных технологиях неотъемлемую часть современной жизни, инструмент для обеспечения  личных интересов и целей,  признают их роль в  подъеме качества жизни.

Одним из главных мотивов для участия в обучении считается желание общаться с родными через виртуальную среду. Вместе с тем, есть отрицательная корреляция между возрастом и интересом к компьютеру. Ряд факторов негативно влияют на мотивацию, из-за них пожилые люди могут отказываться от попыток обучения работы на ПК:

-предубеждения против обучения в третьем возрасте (если человек полагает, что слишком стар и не обучаем);
-скептическое отношение к соответствующим образовательным программам из- за окружения (от близких людей слышит : «Да зачем тебе это нужно?»);
-выученная беспомощность (отсутствие намерения улучшить свое положение).

Начав учиться, эти установки сильно меняются. В начале обучение осложняется компьютерной тревожностью, увеличивая уровень стресса, растерянность слушателей. По этой причине после первого занятия некоторые слушатели перестают посещать курсы (феномен компьютерной тревожности будет подробнее описан ниже). 

Однако, практика, позитивный опыт работы с ПК, достижение результатов формируют положительное отношение к технике.

Присутствует статистика, что пожилые мужчины более позитивно воспринимают ПК, чем пожилые женщины. Открытым (не однозначным) остается вопрос о зависимости установок пожилого человека к информационным технологиям от следующих демографических показателей : социально-экономический статус, состояние здоровья, семейное положение, уровень образования и т.д.

II . Как действуют  знания основ IT на людей третьего возраста.

Присутствуют положительные эффекты обучения навыкам работы с ПК для людей третьего возраста:

Расширяется круг социальных взаимодействий. Интернет предоставляет возможности для контактов, он- универсальное средство связи. Доступ к всемирной паутине увеличивает объем общения, он снижает чувство одиночества, социальной изоляции в связи с выходом на пенсию. Инет поддерживает отношения с родственниками, укрепляет связи между представителями различных поколений, реинтегрирует человека в обществе. Растет ощущение управления собственной жизнью и своим окружением. Освоение сложного предмета,  преодоление стресса, связанного с изучением новых технологий, способствует укреплению самооценки, уверенности в себе и чувство собственной значимости растет.

Позитив компьютерных курсов,- это и их направленность на поддержание интеллектуальной активности людей третьего возраста. Исследовалось влияние компьютера на когнитивные функции пожилых людей. Поиск информации через Интернет, в частности, может стимулировать те структуры головного мозга, которые отвечают за принятие решений и вынесение умозаключений. 

С другой стороны, прямого влияния обучения основам информационных технологий на когнитивные функции не обнаружено. Но имеет значение потенциал Интернета: люди третьего возраста применяют его в целях повышения эрудиции, для образования и самообразования,  для хобби и досуговой деятельности. То есть, не сама поисковая деятельность, а ее содержание и  познание, реализуемое с ее помощью, поддерживают интеллектуальную активность.

Эмоциональное состояние улучшается. Пожилые люди с более высоким уровнем владения ПК демонстрируют большую степень удовлетворенности своей жизнью. Исследователи университета г. Мичиган провели масштабное исследование на выборке свыше 22 000 человек старше 50 лет и выявили снижение депрессии и укрепление психологического благополучия лиц, пользующихся Интернетом.

Налицо улучшение качества жизни. Интернетом предоставляется возможность  покупать и платить, онлайн-услуги государственных учреждений и общественных организаций, участие в виртуальных сообществах, доступ к большому массиву информации. 

Даже если человек ограничен в подвижности, может пользоваться благами цивилизации, продолжать учиться, путешествовать, сохранять социальную активность и вместе с тем значительную степень самостоятельности в решении повседневных задач, оказывая существенное влияние на поддержание независимой, полноценной и достойной жизни.

III . Барьеры при обучении .

Ряд барьеров, затрудняет процесс взаимодействия пожилых людей с компьютером. Это  физические и когнитивные нарушения, стресс, связанный с освоением нового технического устройства и язык информационных технологий, новые термины. 

Третий возраст человека сопровождается изменениями физиологического состояния организма и когнитивных способностей. Это не может не влиять на обучение компьютерным технологиям.
При работе с клавиатурой и монитором важно зрение. С возрастом зрение падает, - человеку в возрасте от 60 до 70 лет требуется сила света, в три раза превышающая освещенность, необходимую для чтения газет и журналов человеку в возрасте от 20 до 30 лет. 

Слух в меньшей степени оказывает влияние на процесс обучения компьютерным технологиям. Но если на курсы приходят слушатели с тяжелыми нарушениями слуха, они оказываются в крайне невыгодном положении на тех фазах занятия, когда необходимо воспринимать устную информацию.

Моторика очень важна при работе с компьютером. Для людей с артритом или дрожью в руках точные движения может быть затруднены. Механические действия становятся серьезным препятствием, поэтому управление мышью или клавиатурой становятся затруднительным. Эта проблема (как и недостаток зрения) может компенсироваться применением функции голосового управления.

Другой барьер представляет собой стресс, связанный с овладением ПК, т.е. компьютерная тревожность. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, негативными замечаниями по поводу компьютеров и информатики, попытками сократить время использования компьютера и даже избегания самих компьютеров и мест, где они находятся.

Компьютерная тревожность ярко проявляется в процессе обучения, привнося в него психологический дискомфорт. При этом сами технологии продолжают рассматриваться как средство адаптации в современном обществе, предоставляющие определенные преимущества, но предмет изучения кажется слишком сложным, раздражающим, иногда опасным для здоровья, как максимум тревожности, переходящей в фобию.

Кроме того, уровень тревожности зависит от ожиданий, предварительного представления об учебе. Ожидания, в свою очередь, прямо связаны с оценкой собственных возможностей и имеющейся информацией о предстоящей работе. 

Если результаты действий отрицательны, то есть не удается выполнить ни одного задания, человек начинает испытывать состояние беспомощности, безысходности. Неудачные попытки совладать с оборудованием, неудовлетворенность от невозможности выполнения поставленных заданий приводят к неуверенности в собственных силах.

Поэтому, после первых занятий часть слушателей может перестать посещать курс. Позднее, по мере ознакомления с другими участниками группы каждый поймет, что большинство имеет похожие проблемы. Самооценка выравняется и укрепится с развитием навыков.

Некоторый уровень тревожности сохраняется, пока действия не станут автоматическими и не обретут статус навыка. Часто можно наблюдать, как слушатель боится дотронуться до мышки, нажать на ссылку, совершить действие, которое вполне под силу ему, пока не подойдет инструктор. Случайное открытие нового окна или переход на новую страницу вызывает растерянность, замешательство, отсутствуют попытки исправить положение без помощи преподавателя.

Положительные результаты - собственные успехи в освоении компьютера - снижают стресс и усиливает оптимизм по поводу обучения.

Введение в лексику компьютерных технологий представляет собой один из важнейших шагов на пути обучения компьютерным технологиям. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что языковой барьер пожилые люди очень часто называют в качестве одного из главных препятствий успешного обучения, из-за которого они не могут вполне овладеть навыками работы с ПК. Невозможность освоить новую информацию рассматривается как личная неудача, как неспособность к обучению. Кроме того, непонимание компьютерного языка осложняет возможности обращения в сервисную службу, самообучения путем исследования инструкций и справочно-методических пособий и может затруднять общение с другими людьми.

Для начинающих пользователей ПК лексика компьютерных технологий,- это "птичий язык". Большая часть новых понятий не имеет аналогов в знаниях и опыте пожилых людей.  Из-за динамичных темпов развития, постоянного дополнения новыми лексическими единицами этот язык также может вызывать затруднения и у  пользователей с опытом.

Существуют сложности с формированием новых понятий. Для пожилых людей такие термины, как «иконка», «нажатие» и «выделение», имеют очень разные ассоциации. 

Учащиеся в большей степени ориентированы на заучивание, чем на понимание. Возникают противоречия между уже имеющимися и приобретаемыми в ходе обучения знаниями. Уяснить совершенно новый термин или понятие легче, чем связать новое значение с уже знакомым словом. Необходимо адекватное разъяснение терминологии. Недопустимы неточности в определении, которые могут исказить представление о предмете изучения.

Другая проблема заключается в ярко выраженном англоязычном происхождении большей части компьютерной лексики, которое определяет несвойственное для русского языка произношение слов (картридж, драйвер), и использование английского алфавита при написании названий программных приложений, адресов Интернет-ресурсов и некоторых лексических единиц (Wifi, Url). Таким образом, люди, не владеющие определенным уровнем владения английского языка, оказываются в невыгодном положении по сравнению с теми, кто этим уровнем обладает.

Существуют и другие барьеры в обучении. Например, некорректно составленные пособия, сложный веб-дизайн сайтов. В связи со снижением памяти люди третьего возраста уделяют большое внимание раздаточным, справочным и иным текстовым материалам в процессе обучения (учебная литература, инструкции по эксплуатации и функционированию информационно-коммуникационных технологий и другие источники). 

Исключительное значение текстовые материалы имеют по окончании курса обучения, когда освоение ПК начинает происходить исключительно путем самообучения. Часто можно заметить, что, не понимая инструкций, пожилые люди отказываются совершать покупки через Интернет, регистрироваться на сайтах и т.д. После окончания занятий знания постепенно утрачиваются, и их восстановлению могут служить соответствующие текстовые материалы.

Много усилий и внимания слушатели уделяют попыткам записать услышанное. В результате, материал усваивается, понимается, запоминается, хуже, чем мог бы из-за  "размытия" внимания между двумя параллельными процессами : пониманием нового материала и записыванием его.

IV. Процесс обучения людей третьего возраста основам компьютерной грамотности.

Мешает шум. Помещение нужно хорошо освещать и для обучения людей третьего возраста предпочтительнее дневное время суток, когда мозг максимально активен. Время после еды неблагоприятно.
Оптимальная продолжительность одного занятия - 1-2 часа. 

Поддержка со стороны преподавателя, обратная связь необходимы. Как правило, слушатели третьего возраста очень чувствительны к игнорированию своих запросов. Однако лучше не выполнять за них действия, с которыми они могли бы справиться самостоятельно.

Уместно упрощение подачи материала, сделать его доступным для понимания, обеспечить размеренный темп занятия. Большая часть слушателей третьего возраста отличается значительным уровнем настойчивости, интереса, любознательности - важно не растерять эти качества. Другие, напротив, боятся задать вопрос, даже если он уместен.

Уместно привлечение наиболее успевающих слушателей в качестве наставников, совместная постановка целей, точные формулировки заданий, сочетание благоприятной обстановки, адекватного учебного плана и понимания в подходе к людям третьего возраста.

Комментариев нет: